Интернет-магазин журнала «Полис. Политические исследования»

Мы в мире, мир — в нас

Статьи из журнала Полис №4 за 2016 год

ПРЕДСТАВЛЯЮ НОМЕР
ТЕМА НОМЕРА: ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ
РОССИЯ СЕГОДНЯ
ORBIS TERRARUM
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ
РАЗМЫШЛЯЯ НАД ПРОЧИТАННЫМ

От редакции . Представляю номер. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 6-7

Темой текущего номера стала политика идентичности в ее этнонациональном аспекте. В рубрике представлены исследования, проводимые в ИМЭМО РАН под руководством И.С. Семененко. Ее статья “Политика идентичности и иден­тичность в политике: этнонациональные ракурсы, европейский контекст” и от­крывает номер, фокусируя внимание на новых ориентирах государственной политики идентичности, ее возможностях, ограничениях и рисках. В рубрике также участвуют видные сотрудники Института И.Л. Прохоренко, анализиру­ющая этнополитическую конфликтность

Бесплатно!

От редакции. Российская ассоциация политической науки поздравляет Владимира Савельевича Комаровского. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 7

Нашему коллеге, учителю, другу, известному российскому ученому, профессору РАНХиГС при Президенте РФ Владимиру Савельевичу Комаровскому исполнилось 80 лет. Почти полвека своей жизни он посвятил философии, социологии, журналистике и политологии. Годы напряженной исследовательской работы позволили вписать его имя в созвездие самых значительных современных ученых, развивающих общественную науку в России, и войти в топ-100 самых продуктивных и цитируемых сегодня российских обществоведов. Он известен как эксперт в области политико-администра

Бесплатно!

Семененко И. С. Политика идентичности и идентичность в политике: этнонациональные ракурсы, европейский контекст. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 8-28.

Политика идентичности – одно из ключевых направлений современной публичной политики. В статье аргументируется гипотеза о происходящей смене приоритетов проводимой государством политики идентичности, ставится вопрос о ее возможностях, ограничениях и рисках. В условиях подъема волны “нового национализма” в странах с развитыми гражданскими институтами и относительно высоким уровнем социального благосостояния трансформируются механизмы формирования гражданской идентичности на уровне национально-государственных сообществ. Тенденц

Бесплатно!

Прохоренко И. Л. Этнополитическая конфликтность и политика идентичности в странах Латинской Америки. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 29-40.

Использование пространственно-организационного подхода в анализе этнополитической конфликтности и политики идентичности в разделенных и многосоставных полиэтничных и многорасовых гибридных обществах Латинской Америки позволяет рассмотреть этнополитический конфликт как многомерный и многоаспектный феномен, а политику идентичности – как одно из приоритетных направлений деятельности государства в условиях глобализации, борьбы за мировое коллективное лидерство латиноамериканских стран и глобальную конкурентоспособность. Изучени

Бесплатно!

Садовая Е. С. Социально-экономические факторы этнополитической конфликтности. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 41-53.

Одной из отличительных черт сегодняшнего мира становится рост конфликтов, все чаще приобретающих этническую “окраску”, что и предопределяет возросший интерес в современном научном и общественно-политическом дискурсе к проблемам этничности и межэтнических отношений в рамках национального государства. В результате размывания социальных основ прежнего мироустройства, разрушения того социального пространства, которое получило название “социальное государство”, современное общество приобретает качества не только сегментированного

Бесплатно!

Лапкин В. В. Проблемы национального строительства в полиэтнических постсоветских обществах: украинский казус в сравнительной перспективе. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 54-64.

В статье делается попытка пересмотреть исследовательскую оптику сравнительного анализа альтернативных стратегий построения государства-нации на постсоветском пространстве. Крушение имперской государственности в 1991 г. спустя десятилетие привело не к восстановлению империи в новом обличье, а к бифуркации путей национально-государственного строительства. С одной стороны, это путь бывшей имперской метрополии, а с другой – вариативные политические практики бывших советских республик, отпавших от метрополии. Особое внимание уделено тому

Бесплатно!

Мартьянов В. С. Российский политический порядок в рентно-сословной перспективе. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 81-99.

В статье обосновывается положение, что современный российский политический порядок представляет ценностно-институциональную реальность с двумя конкурирующими основаниями легитимации. Процесс рыночного классообразования, начавшийся в результате распада советских сословий, был приостановлен, не будучи окончательно завершен. В то же время пространство дистрибутивных обменов, восстанавливающих привычный для российской истории рентно-сословный политический порядок, организующий неизменное ядро (центр) властно-политической организаци

Бесплатно!

Митрополитски С. Интерпретационный подход к голосованию. Российский опыт. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 65-80.

За последние 15 лет организация Freedom House понизила статус политического режима России от “промежуточного” до “консолидированного авторитарного”. Ситуация в сфере политических прав и гражданских свобод с начала 2000‑х годов становилась все более неоднозначной, но явка избирателей на федеральных выборах в России в целом осталась на том же уровне. Что же заставляет россиян идти на избирательные участки, при том что явка практически не влияет ни на сменяемость власти, ни на ее решения? В настоящей статье автор отвечает на этот вопрос путем анал

Бесплатно!

Булдаков В. П. Российская многопартийность: иллюзии прошлого, химеры современности. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 100-114.

Автор опровергает представления о том, что прогресс многопартийности в России означал движение в направлении демократизации. Напротив, зарождение многопартийности в России в конце XIX – начале ХХ вв. было симптомом фрагментации общества. Это, в свою очередь, указывало на приближение системного кризиса. Российские политические партии росли сверху, а не снизу. Они отражали скорее процессы идейного самовыражения интеллигенции, нежели пробуждение основных классовых сил. Тот факт, что партии возникали первоначально на окраинах империи, причем

Бесплатно!

Тев Д. Б. Федеральная административная элита России: карьерные пути и каналы рекрутирования. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 115-130.

В статье изложены результаты исследования каналов рекрутирования и карьерных траекторий членов административной элиты РФ, проведенного в 2013‑2014 гг. Федеральная административная элита понималась как совокупность персон, занимающих ключевые позиции в структурах президентской и исполнительной власти РФ. Источником эмпирических данных стала биографическая база данных о 575 высокопоставленных администраторах, включая президента и основных должностных лиц его администрации, членов правительства, заместителей министров, руководителей фед

Бесплатно!

Толорая Г. Д., Торкунов А. В. Ракетно-ядерная угроза на Корейском полуострове: причины и меры реагирования. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 131-146.

В результате действий КНДР с начала 2016 г. и негативной реакции на них международного сообщества Россия столкнулась с рядом вызовов своей дальневосточной политике. Авторы предлагают использовать данную ситуацию для выработки новых подходов к участию России в корейском урегулировании. Основное внимание сегодня по-прежнему сосредоточено на ракетно-ядерной проблеме КНДР, которая, при всей ее важности, не может быть решена в отдельности от других вопросов корейского урегулирования. Такая постановка проблемы отвечает лишь интересам США и Юж

Бесплатно!

Камалова Р. У. Оценка распределения влияния между политическими группами в Европейском парламенте в 1979-2014 гг.. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 147-161.

В статье анализируется распределение влияния при принятии коллективных решений в Европейском парламенте в семи созывах (с 1979 по 2014 г.).Влияние участника голосования понимается как его способность повлиять нарезультат голосования в процессе принятия коллективных решений, зачастую ононе пропорционально доле мест, которой участник обладает. Для оценки влиянияевропейских политических групп используются классический индекс влиянияБанцафа (для измерения потенциального влияния в отсутствие ограниченийна создание коалиций) и индекс влиян

Бесплатно!

Нисневич Ю. А., Рябов А. В. Современный авторитаризм и политическая идеология. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 162-181.

В статье анализируются идеологии авторитарных и неоавторитарных режимов. Анализ проводится по следующим группам: “рудиментарные” авторитарные режимы, постколониальные диктатуры, неоавторитарные режимы. Внутри первой группы выделены две подгруппы: авторитарные монархии и “коммунистические режимы”. Режимы, объединенные в третьей группе, также подразделены на две подгруппы: постсоветские режимы и неоавторитарные режимы Африки, Азии и Латинской Америки. Отмечается, что в век упадка идеологий в глобальном масштабе авторитарные и неоав

Бесплатно!

Чугров С. В. Существует ли незападная политология? (“Политическая теория” Т. Иногути). – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 182-191.

На вопрос: “Существует ли незападная политология?” – автор этойобзорной рецензии пытается дать ответ, опираясь на тексты последних семилет крупнейшего японского политолога Иногути Такаси, в первую очередь, наего новый фундаментальный монографический труд “Политическая теория”.Согласно идеям Иногути, хотя политическая теория как часть современнойполитологии возникла только в XX в., ее истоки, несомненно, лежат в идеяхмыслителей древних Греции, Месопотамии, Египта и Китая. Следует обратитьвнимание и на зарождение основ научного знания

Бесплатно!